Третейские суды стали похожими на Нотариусов. Итоги реформы третейских судов.
1 ноября 2017 г. в России заканчивается реформа третейских судов. Поручение президента России: «Повысить авторитет третейского судопроизводства» было дано российскому Правительству после его выступления с посланием Федеральному Собранию РФ на 2015 г. Ответственным за подготовку и проведение реформы назначено - Министерство юстиции РФ.
Для целей реформы был принят новый Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ». Он пришел на замену действовавшему Федеральному закону от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ».
Институт третейских судов приобрел совершенно новую форму. Теперь это – «Автономные третейские судьи». Как физические лица, Законом, они наделены полномочиями рассматривать иски по коммерческим спорам юридических и физических лиц, в судебном порядке. Сравнить можно с известным всем Институтом Нотариусов. У каждого судьи есть свой собственный Регламент (правила третейского разбирательства). Ранее действовавшие Третейские суды преобразуются в «Коллегии Автономных третейских судей» с едиными Регламентами.
Неизменным остается положение Закона: Записывать в договоры между контрагентами наименование Автономного Третейского судьи (ФИО и ИНН), которого стороны согласовали для проведения судебного разбирательства, на случай возникновения спора. Называется – «арбитражная (третейская) оговорка». Третейский судья может быть записан в договор как на стадии его подписания, так и на любом этапе его исполнения. И даже, если иск был подан в стандартный государственный суд, то стороны имеют право передать его на разрешение Автономному третейскому судье. Для этого стороны подписывают отдельное «арбитражное соглашение».
Также неизменными остались понравившиеся всем современные механизмы третейского судопроизводства: видеоконференцсвязь, судебные разбирательства «в одно окно» за 14 дней, досудебные процессуальные консультации сторон, выдача государственного исполнительного листа за 30 дней, помощь в организации работы с судебными приставами, компетенция рассматривать иски физических лиц и иностранного контингента.
Одна проблема: Все старые арбитражные (третейские) оговорки, в которых указаны наименования Третейских судов – юридических лиц, после 1 ноября 2017 г., признаются недействительными. После 1 ноября иски по договорам с такими оговорками могут быть рассмотрены только соответствующими государственными судами. Последствия: Для бизнеса и граждан – невозможность воспользоваться быстрым институтом разрешения коммерческих споров и необходимость перезаключать в подписанных договорах, арбитражные оговорки по новым правилам.
Новая правовая форма Института Третейских судов (где стороны согласуют для разрешения их спора, не юридическое лицо, а конкретного судью) полностью решает проблему «Карманных третейских судов».
«Карманные третейские суды» - это суды которые, по старому Закону, создавались в форме юридических лиц. В такой форме отмечались две проблемы: 1. Зависимость руководящих органов. У юридического лица есть: учредители, акционеры, члены партнёрства, аффилированные органы управления. Чем больше их количество, тем больше их влияние на решения, принимаемые руководителем этого юридического лица. Особенно это опасно для беспристрастной работы третейского суда. А если учредитель третейского суда оказывался истцом или ответчиком? Не трудно догадаться: в чью пользу тогда принималось судебное решение. 2. Не прозрачный способ назначения третейских судей. Судью для рассмотрения спора назначали не сами стороны судебного третейского разбирательства. За них выбирал им судью - руководитель этого юридического лица. Стороны не могли отказаться от назначенного им третейского судьи. Даже если он некомпетентен или подозрителен.
Надо отметить, что новый Закон все же оставил возможность создавать третейские суды и в форме юридических лиц. Надеемся, не надолго. Так как необходимо до конца искоренить возможность создания и функционирования «Карманных третейских судов».